Новости
Множество неведомых ранее подземных улиц, огромных склепов и других пространств со сводами обнаружили в древнейших "Богом зданных" Пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря российские ученые. Это сенсационное открытие стало возможным благодаря методу мюонографии – регистрации потоков космических частиц, по которым потом и создают 3D-модели подземных объектов.
Научный руководитель проекта – главный научный сотрудник Физического института им. Лебедева РАН Наталья Полухина рассказала «МК» о ходе исследования и интересных находках.
Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей, расположенный в городе Печоры (его название произошло от старо-русского слова «печеры» - пещеры). Он был основан 550 лет назад (в 1473 году), – первой здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Монастырь славится тем, что ни разу за всю свою историю не закрывался.
Считается, что пещеры эти были созданы самим Богом, – отсюда и их называние «Богом зданные». В разные века, включая современное время, в них было похоронено до 14 тысяч человек. Главную загадку здешних склепов – отсутствие тления здесь называют просто чудом.
По преданию, пещеры монастыря проложены до города Изборска, что примерно в 20 километрах от Печор. В год 550-летия монастыря здесь решили провести поиски новых пространств при помощи... космических частиц – мюонов. Они позволяют заглянуть в самые потаенные уголки святыни, не разрушая ее.
- Мюоны — это частицы, которые, если быть точнее, считаются вторичными космическими частицами, которые образуются под воздействием первичных космических частиц уже в нашей, земной атмосфере, – поясняет Наталья Полухина, которая также является профессором МИФИ и ведущим экспертом МИСИС. – Мюоны, плотность которых достигает 10 тысяч штук на квадратный метр, могут пролетать большие расстояния. Самая большая достигнутая ими глубина – два километра скального грунта.
– Пролетая через человеческое тело, они как-то с ним взаимодействуют?
– Расскажите, что же вы обнаружили нового в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря?
– Нашей целью было обследование двух мест в пещерах. Это склеп, скрывающийся за огромной, в человеческий рост иконой, которая встречает входящих еще на уровне первого этажа Успенского собора, и один из считавшихся тупиковым подземных коридоров.
Так вот, что касается склепа. История гласила, что в нем находится захоронение древних знатных людей, но он был замурован, прикрыт иконой, и каков его истинный размер, никто не знает. Мы обследовали его и выяснили, что размер его довольно внушителен: 2,5 на 2,5 метра и из него ведет дополнительный ход в другие помещения пещер.
Второй задачей для нас было исследовать короткую Троицкую улицу подземного «города». В исследованной области она не доходит даже до стены монастыря. Нас попросили посмотреть, есть ли у нее продолжение, и мы показали, что у нее есть не только продолжение, – она скрывает еще и неведомую ранее полость! Мы обнаружили ее неожиданно: помещение находится справа от Троицкой улицы (если стоять лицом к тупику). Огромные размеры его поражают: 3 на 6 метров в горизонтальной плоскости и 3 метра в высоту!
— А каковы оказались размеры коридора за исследованным склепом?- 12 метров в длину и 2 метра в ширину.
– Сколько детекторов вы использовали в своей работе?
– А кто предложил такой метод?
– Метод использования космического излучения для «просвечивания» крупных объектов по аналогии с рентгеновским был предложен еще в 1926 году российским академиком Лазаревым. Но мюоны — единственные частицы, которые годятся для таких работ, – тогда еще открыты не были. Потому первая мюонография появилась только в 1955 году, когда в Австралии при помощи нее измерили глубину тоннеля. Еще больше известен нобелевский лауреат Луис Альварес, который при помощи мюонов исследовал пирамиду Хефрена (вторая по величине египетская пирамида- Авт.) в 1965 году. Но он использовал так называемую искровую камеру, которая позволила обследовать только 10% объема пирамиды, и, несмотря на это, Альварес сделала заключение что она не имеет пустот...
Тот метод, которым мы пользуемся сегодня, – это самый современный метод, использующий детекторы с ядерными фотоэмульсионными пластинами. Фактически, пластины – это фотопленка, только очень-очень чувствительная: на расстоянии 1 километра эмульсия «может рассмотреть» объект длиной 15 метров. Обработка пленки ведется при помощи мощных микроскопов с точной механикой, высокоскоростными камерами. Подобным оборудованием японские коллеги с 2003 года исследуют вулканы, доменные печи, атомные станции. В США подобные исследования также поставлены на поток.
– В пещерах действительно не ощущается запаха гниения?
– Это так, несмотря на то, что гробы не закапываются там, а просто помещаются в стенные отверстия.
– Исследования тайных «улиц» пещер будут продолжены?
– Мы обследовали только два участка, но, уверена, что в других частях пещер монастыря могут таиться новые неизведанные полости, скрывающие древнюю историю.