Новости
VI Троицкая школа повышения квалификации преподавателей физики «Актуальные проблемы физики и астрономии: интеграция науки и образования» стартовала 17 октября. Шесть дней педагоги будут слушать лекции ведущих российских учёных, посещать НИИ и инновационные центры Троицка, участвовать в различных мастер-классах. По итогам обучения педагогам будут выданы удостоверения МПГУ о прохождении курсов повышения квалификации.
Первая Школа состоялась в 2017 году. Идея принадлежит Николаю Кучеру, в те годы он был директором Лицея Троицка, а сейчас преподаватель физики. Программу поначалу «обкатали» на троицких учителях. Эксперимент оказался удачным, и на следующий сезон в Троицк пригласили столичных педагогов. А потом к проекту подключился Президиум РАН. Так ТШПФ стала работать с базовыми школами РАН, появилась возможность приглашать учителей из регионов. За пять лет курс окончил 331 преподаватель из более чем 30 регионов нашей страны. Среди них 65 учителей из базовых школ РАН, 140 педагогов из Москвы и 27 из Троицка. «Я считаю, что Школа учителей физики – уникальное явление, – говорит глава Троицка Владимир Дудочкин. – В России много образовательных центров. Но такого подбора докладчиков, которые читают лекции педагогам, рассказывают о современных тенденциях физической науки, на мой взгляд, нигде нет, как нет и такого разнообразия институтов РАН».
«Школа становится традиционной, и это радует, – отмечает председатель оргкомитета ТШПФ, руководитель ТОП ФИАН, заведующий кафедрой МПГУ, член-корреспондент, профессор РАН Андрей Наумов. – Мы надеемся, что проект будет продолжаться. И бесконечно признательны всем, кто его поддерживает».
В этом году знакомиться с современными научными достижениями приехали 25 учителей из 16 регионов страны. Людмила Широкова преподаёт физику и астрономию в гимназии Волгограда. «Так всё неожиданно здорово, что мы спрашиваем себя:
«В чём подвох?» – улыбается
она. – Нас встретили как дорогих гостей, и, судя по программе, нас ждёт очень интересная неделя, чему мы искренне рады». Елена Кутырёва обучает физике в 10-м Одинцовском лицее. «Это лицей математического направления, но физика подаётся на углублённом уровне, – поясняет учитель. –
Я впервые в Троицке, приехала сюда с большими ожиданиями».
Троицкие педагоги также стараются посещать лекции. «Это как новый глоток воздуха, – говорит директор Гимназии им. Пушкова Наталья Тимошенко. – Здесь работают лекторы такого уровня! Единственное, в этом году конференция не совпадает со школьными каникулами. У нас в Гимназии два физика, но я не могу снять их с уроков на полный день. И всё же мы выстроили расписание так, чтобы здесь могли побывать на отдельных лекциях наши школьные физики, химики и биологи».
Каждый раз программа немного меняется. «В этом году много нового, – рассказывает Андрей Наумов. – Помимо знакомства с высокой наукой, педагоги будут общаться с представителями МФТИ, а также Министерства просвещения, которые разрабатывают материалы для ОГЭ и ЕГЭ. Мы начинаем расширять направление мастер-классов, на них приедут коллеги, которые разрабатывают задания к Всероссийской олимпиаде школьников. Пройдут мастер-классы по робототехнике, астрономии, лекция по социофизике».
Ряд тем Троицкой школы преподавателей физики приурочен к 100-летнему юбилею нобелевского лауреата академика Николая Басова – одного из отцов-основателей Академгородка в Красной Пахре. Лекционную часть ТШПФ открыл директор ФИАНа им. Лебедева, член Президиума РАН, член-корреспондент РАН Николай Колачевский. Он рассказал о научном наследии Басова и ярких приложениях лазерной физики в навигации, метрологии, квантовых технологиях. «В течение длительного времени Басов был директором ФИАНа, учёный является символом сегодняшней физики, – подчеркнул Колачевский. – Идеи, над которыми он работал, касались разных направлений: это лазерный термоядерный синтез, стандарты частоты, полупроводниковые лазеры. Его исследования повлияли на развитие в наши дни и интернета, и Глонасса. Только в XXI веке на работы Басова и Прохорова опирается девять Нобелевских
премий».
Вопросы, как и на любых других занятиях, в Троицкой школе преподавателей физики приветствуются. Дмитрий Морозов, учитель физико-математического лицея Сергиева Посада, поднял интересующую его тему после первого выступления. «В физических законах есть две массы, инертная и гравитационная, – говорит Дмитрий. – И до сих пор нет убеждённости, что это одно и то же. Сегодня мне ответили, что с большой точностью эти две массы равны. И точность растёт с течением времени. Мне обещали прислать материал, если будет возможность. Уже первая лекция была очень интересной, – добавляет Дмитрий. – Я обязательно расскажу детям о Басове, его научном наследии, о том, в каких областях у него были открытия и как они сейчас используются».
В этом году Школа стала шестидневной – оказалось, что в пять дней, как это было ранее, вместить всё просто невозможно. Обучение суперинтенсивное: лекции начинаются в 9 утра, а мастер-классы, пусть и не во все дни, заканчиваются в 10 вечера. Днём экскурсии. Так, только в первые два дня планируется посетить четыре троицких НИИ – ИФВД РАН, ТИСНУМ, ТОП ФИАН и ИСАН. Экскурсии – это, по большому счёту, закрепление «теоретического материала», полученного на лекциях. «Сейчас всё очень быстро развивается, и школьным учителям физики нужно следить за современными тенденциями, ориентироваться в этих процессах, – подчёркивает глава Троицка Владимир Дудочкин. – В Троицке 10 научно-исследовательских институтов, которые охватывают практически весь спектр физической науки». «Значение Троицкой школы и других похожих школ трудно переоценить, – считает начальник управления Президиума РАН Станислав Давыденко. – Мы ждём, что педагоги, пообщавшись с крупнейшими учёными и побывав в современных лабораториях, получат вдохновение и смогут передать его своим ученикам.
И если хотя бы часть из них, в свою очередь, целью своей жизни выберут науку, я считаю, что цель этой Школы будет достигнута».
Наталья МАЙ,
фото Александра КОРНЕЕВА и Кирилла ШАШКОВА