С 17 по 22 октября Российская академия наук при активном участии научно-исследовательских институтов и высокотехнологичных предприятий наукограда Троицк провела серию мероприятий, направленных на распространение научных знаний, популяризацию и пропаганду науки, достижений науки и техники среди учителей физики и астрономии базовых школ РАН.
Уникальная и насыщенная программа Школы включала научно-популярные лекции ведущих ученых мирового уровня по актуальным вопросам современного естествознания с практической иллюстрацией теоретического содержания в ведущих лабораториях Троицких НИИ, что позволило 25 учителям из 16 регионов Российской Федерации получить востребованную информацию о результатах научных исследований отечественных ученых и дополнительных возможностях преподавания естественно-научных предметов школьного учебного плана для старшеклассников.
С научно-популярными лекциями перед участниками Школы выступили:
Бражкин Вадим Вениаминович, директор ИФВД РАН, профессор МФТИ, академик РАН;
Болдырев Кирилл Николаевич, к.ф.-м.н., с.н.с., зав. лабораторией ИСАН;
Гаврилов Сергей Александрович, к.ф.-м.н., зав. лабораторией ИЯИ РАН ;
Горбунов Дмитрий Сергеевич, г.н.с. ИЯИ РАН, член-корреспондент РАН, профессор РАН;
Горбунова Юлия Германовна, д.х.н., г.н.с. ИОНХ РАН и ИФХЭ РАН, академик РАН, профессор РАН;
Ежов Александр Александрович, к.ф.-м.н., ученый секретарь ГНЦ РФ ТРИНИТИ;
Колачевский Николай Николаевич, директор ФИАН, зав. кафедрой МИФИ, член-корреспондент РАН, профессор МФТИ;
Коренский Михаил Юрьевич, к.ф.-м.н., директор ЦФП ФИЦ ИОФ РАН;
Кузнецов Владимир Дмитриевич, д.ф.-м.н., директор ИЗМИРАН;
Литвак Максим Леонидович, д.ф.-м.н., профессор РАН, заведующий лабораторией ИКИ РАН;
Медведев Вячеслав Валерьевич, к.ф.-м.н., зав. отделом ИСАН, генеральный директор «РнД-М»;
Мелентьев Павел Николаевич, к.ф.-м.н., в.н.с., зав. лабораторией ИСАН;
Мещеряков Роман Валерьевич, профессор РАН, директор ЦИРС ИПУ РАН;
Минаев Никита Владимирович, к.ф.-м.н., зав. лаб. ИФТ ФНИЦ КиФ РАН;
Михеенков Андрей Витальевич, д.ф.-м.н, зав. отделением ИФВД РАН, профессор МФТИ;
Наумов Андрей Витальевич, член-корреспондент РАН, руководитель ТОП ФИАН, зав. отделом ИСАН, зав. кафедрой МПГУ;
Позняк Игорь Михайлович, к.ф.-м.н., руководитель лаборатории плазмодинамики ГНЦ РФ ТРИНИТИ;
Решетов Владимир Николаевич, д.ф.-м.н., в.н.с. ГНЦ РФ ТИСНУМ, профессор НИЯУ МИФИ, МФТИ;
Романников Александр Николаевич, д.ф.-м.н., научный руководитель по управляемому термоядерному синтезу и плазменным технологиям ГНЦ РФ ТРИНИТИ;
Усеинов Алексей Серверович, к.ф.-м.н, зам. директора ГНЦ РФ ТИСНУМ;
Штерн Борис Евгеньевич, д.ф.-м.н., г.н.с. ИЯИ РАН, ФИАН и другие ученые.
Член-корреспондент РАН Наумов Андрей Витальевич.
Слушатели активно участвовали в обсуждении не только важных и значимых научных открытий, о которых смогут рассказать своим ученикам и коллегам, но и вопросов развития навыков исследовательской работы у школьников и поиска эффективных путей их ориентации на выбор своей будущей профессиональной карьеры в сфере науки и высоких технологий.
Академик РАН Бражкин Вадим Вениаминович.
Со слушателями были проведены мастер-классы по вопросам:
• подготовки школьников к решению олимпиадных задач по физике;
• использования возможностей робототехники в проектной деятельности обучающихся;
• применения ресурсов наблюдательной астрономии.
Кроме того, учителя базовых школ РАН приняли участие в работе круглых столов по проблемам совершенствования ОГЭ, ЕГЭ по физике и вопросам реализации требований обновленного ФГОС и примерной рабочей программы по физике.
Большой интерес у педагогов вызвали экскурсии в
• Институт физики высоких давлений им. Л. Ф. Верещагина РАН,
• Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов,
• Троицкое обособленное подразделение Физического института им. П. Н. Лебедева РАН,
• Институт спектроскопии РАН,
• Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований,
• Институт фотонных технологий ФНИЦ «Кристаллография и фотоника РАН»,
• Институт ядерных исследований РАН,
• Нанотехнологический центр «ТехноСпарк».
По мнению участников Школы, состоявшиеся научно-просветительские мероприятия позволят им на новом качественном уровне организовать собственную образовательную деятельность, определить актуальные направления проектных исследований для школьников, продолжить профессиональное общение с коллегами.
https://new.ras.ru/activities/news/v-naukograde-troitsk-provedeny-nauchno-prosvetitelskie-meropriyatiya-dlya-uchiteley-fiziki-i-astrono/