Новости
Научно-технический совет Троицка – совещательный орган, объединяющий представителей городских властей, институтов, инновационных компаний и градообразующих предприятий – за пять лет своего существования собирался только на одной площадке – в администрации Троицка. Это если не считать заседаний в Zoom во время пандемии. 24 мая НТС впервые опробовал новый формат – экскурсионно-выездной.
Заседание прошло в Проектном центре ИТЭР – частном учреждении госкорпорации «Росатом», занимающимся выполнением и координацией работ по созданию международного термоядерного реактора ITER во Франции. Россия – основательница проекта, у истоков идеи стоял академик Велихов ещё в советское время, участие (9,1% и 25 систем) выражается как финансами, так и созданием части этой гигантской научной установки.
Некоторые из этих задач выполняются в Троицке. «Одна из систем – алмазные спектрометры 14-мэвных нейтронов для этого реактора, – рассказывает директор ИТЭР-Центра Анатолий Красильников. – Это наше изобретение, мы предложили использовать алмаз для 14-мэвных нейтронов с использованием ядерных реакций в алмазе, и в конце концов получили заказ в масштабе ста детекторов, которые мы должны туда поставить». В другом отделе работают со спектрометром-полихроматором, который предназначен для работы в видимом и ближнем ИК-диапазоне спектра для диагностики плазмы в ИТЭР. «Мы определяем такой важнейший параметр плазмы, как ионная температура, регистрируем количество примесей в токамаке и измеряем скорость вращения в плазме», – говорит начальник сектора активной спектроскопии ИТЭР-Центра Сергей Тугаринов.
И всё это – в Троицке, на Институтской, рядом сТРИНИТИ. «Мы – одно из недавно возникших в городе предприятий, и очень хотим, чтобы другие предприятия знали о наших возможностях», – предлагает коллегам Красильников. Такие визиты друг к другу – отличная возможность для развития межинститутских связей. Стоит увидеть, как загорались глаза коллег, увидевших очередную, не такую, как у них, установку для CVD-роста алмазов… Или мощный дата-центр с пультовыми, на которые приходит научная информация с российских установок (и будет приходить, когда всё заработает, с ИТЭР), так что физики могут участвовать в экспериментах на расстоянии.
После экскурсии – собственно заседание. Председатель НТС, глава города Владимир Дудочкин поднял тему актуализации Плана мероприятий по реализации Стратегии Троицка как наукограда до 2032 года. Об этом шла речь на мартовской конференции в Доме учёных. Стратегия дополнена рядом новых проектов. Среди них производство прецизионных оптических зеркал и новые исследования на синхротроне в ФИАНе, разработка секвенатора единичных молекул ДНК и квантового сенсора – в ИСАНе.
В НТС новые лица. Недавно назначенный после реорганизации бывшей троицкой Больницы РАН (теперь это Научно-клинический центр №3 ФГБНУ РНЦХ им. академика Петровского) главврач Дмитрий Тагабилев рассказал о планах и возможностях центра.
«Развитие научного туризма» – вечная тема для Троицка. Михаил Гордеев, директор Ассоциации содействия развитию научно-технических музеев, рассказал о том, как признать те или иные научные установки памятниками науки и техники. Правда, финансовых возможностей для обслуживания памятников это не даёт.
Названия новых городских улиц – тоже предмет для разговора на НТС. Как рассказал Владимир Дудочкин, 19 мая Городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц отклонила предложение назвать будущую дорогу на юге города, разделяющую ЖК «Легенда» и ФИАН, в честь академика Басова, потому что в Москве уже есть площадь его имени. Также в вопросе, как назвать трассу, которая пройдёт вдоль будущей школы от Октябрьского проспекта до улицы Курочкина, эксперты предпочли «улицу Красильникова» «улице профессора Летохова». Речь не о руководителе ИТЭР-Центра, а о его однофамильце, почётном жителе Троицка Михаиле Ивановиче Красильникове, директоре первой средней школы города. Улица, что идёт мимо фабрики до моста через Десну, получит название Камвольной, а безымянный фрагмент на 40 км между Калужским шоссе и Центральной улицей пока останется безымянным – название «Начальная» комиссию не устроило. В запасе остаётся имя академика
Лобашева – ему тоже предстоит найти место на карте. Учёные вспомнили ещё один неформальный топоним – раньше дорожку в лесу от Сиреневого к ИСАНу называли аллеей Мандельштама, потому что по ней любил гулять первый директор института, и предложили дать ей это название официально.
Владимир МИЛОВИДОВ
фото автора