Злоумышленники постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или получить доступ к персональным данным, конфиденциальным информации о вашей работе или другой важной для вас или вашей организации информации. Но какой бы ни была легенда, есть пять признаков, по которым можно сразу же вычислить мошенников.
Подробнее: Как распознать мошенника (fincult.info)
- С вами связывается незнакомец
Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился — Вашим коллегой, директором, сотрудником Министерства высшего образования и науки, сотрудником банка, полиции, магазина, вашим знакомым — насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.
Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций– подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово. Уточните информацию у коллег, вышестоящего руководства, если звонок был в служебных целях.
- С вами говорят о деньгах
Основная задача мошенников — получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения (на самом деле — в финансовую пирамиду).
Пример: [«На днях бабушке позвонили якобы из службы безопасности ее банка. Сказали, что с ее карточки кто-то только что попытался украсть деньги. Они операцию заблокировали, но деньги надо срочно перевести на некий безопасный счет…»]
Легенды могут быть какими угодно, но речь всегда про деньги — которые вы можете потерять или получить.
- Вас просят сообщить данные
Злоумышленникам может быть интересны конфиденциальные данные о вас, ваших коллегах, месте работы, родственниках. Персональные данные так же являются лакомым куском для киберпреступников. Не раскрывайте информацию о себе, месте работы, коллегах, родственниках незнакомцам.
Помните, что сбор персональных данных возможен только при получении согласия на обработку персональных данных. Согласно Федеральному закону N 152-ФЗ от 27.07.2006 ч.4 ст.9 …обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.
Получение согласия на обработку персональных данных по телефону не законно!
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.
Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если о них спрашивают — будьте уверены, звонят не из банка и вас точно пытаются обмануть.
- Вас выводят из равновесия
Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции — напугать, обрадовать или навязать чувство срочности. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: [«Ваш онлайн-банк взломали!»], чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.
Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете [«лишь оплатить небольшой взнос»], а для этого — ввести данные банковской карты на сайте. Мошенники создают , с помощью которых воруют данные карт и получают доступ к банковским счетам доверчивых пользователей.
Также «Директор», «сотрудники ФСБ», «сотрудники МВД» могут попросить вас сохранить в тайне разговор и следовать их инструкциям, якобы в целях расследования преступления. Не бойтесь уточнять информацию у вышестоящего руководства.
Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы ни были взволнованы.
- На вас давят
Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: [«сейчас или будет поздно»]. Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.
Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Ведь чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить. На все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы, которые только нагнетают обстановку.
Пример: [«Попал в ужасную ситуацию. Позвонили из моего банка, назвали мое ФИО и попросили подтвердить, что я сейчас оформляю кредит на 550 000 рублей. Я очень удивился, потому что ничего не оформлял в тот момент. Сотрудник банка сказал, что если это не я, значит мошенники пытаются взять кредит от моего имени, поэтому надо срочно принять меры»].
Не всегда при общении с незнакомцем вы заметите все пять признаков мошенничества. Но в любой ситуации стоит проявить бдительность. В случае подозрений на телефонное мошенничество просим обращаться в Отдел защиты информации ФИАН