Как растёт сосулька? Почему ветер срывает крыши домов? Выдержит ли кота гамак из графена? Бывает ли гравитационная радуга? Похоже на беседу любопытного ребёнка и взрослого… Но ведь как раз из детей-почемучек и вырастают учёные: те, кто не перестаёт задавать вопросы мирозданию. А задания эти – часть V Всероссийской викторины юных физиков, стартовавшей 1 мая, и придумывали их большие учёные, академики РАН.
Появилась викторина в пандемийный 2020 год. Идея возникла на одном из онлайн-совещаний, организатором стал Андрей Наумов, тогда – профессор РАН, сейчас – член-корреспондент РАН, руководитель Троицкого ФИАНа. Подключилось Отделение физических наук, корпус профессоров РАН, Российское физическое общество. Организацией занялись аспиранты и сотрудники МПГУ, ИСАНа и ФИАНа, а вопросы придумывали учёные Троицка и всей России. Так, директор ФИАНа, член-корреспондент РАН Николай Колачевский предложил школьникам рассмотреть опыт великого физика, академика Петра Лебедева, который открыл явление давления света, за что мог, но, к сожалению, не успел получить Нобелевскую премию.
Турнир набирает обороты. В 2023-м он собрал 345 участников из 97 школ, 33 регионов и трёх стран, в том числе 14 троичан – 5 из Лицея, 9 из Гимназии им. Пушкова. Троичане регулярно становились призёрами, а в 2023 году успех был и в «командном зачёте». Первое место заняла школа №60 из Ростова-на-Дону (шесть дипломов), а второе (по три) разделили Инженерный лицей из Новосибирска и Гимназия им. Пушкова. Лауреатом II степени стал ученик 8 «А» Константин Кроха, III степени – его одноклассницы Евгения и Ульяна Дектеренко.
«В предыдущем сезоне я получил диплом III степени, всем посоветовал участвовать, и ещё три человека из класса присоединились», – говорит Костя. Запомнилась задача о перегруженном грузовике с птицами: водитель стучал по кузову, чтобы часть птиц взлетела – сделало ли это грузовик легче? «Надо было разные вопросы изучить: как помещаются птицы, какие действуют силы при взлёте, как они себя ведут в темноте…» «До победителя нам не хватило одного балла, – замечает Владимир, отец Константина. – Мы не подавали апелляцию, хотя нам потом сказали, что зря. Если у вас есть собственное мнение, отстаивайте его всегда!»
Костя и раньше участвовал в олимпиадах по физике, а викторина РАН мотивировала его пойти на подготовительные курсы Ивана Крылова в «Байтике». «Этот конкурс – не единственный, но, наверное, самый уникальный, в котором я участвовал», – говорит школьник. «Здесь академики и профессора говорят ребятам, что им важна не столько точность вычислений, сколько сами их рассуждения, их нестандартность, –
добавляет отец. – А нам, родителям, нравится, что у сына расширяется интерес к знаниям. Чтобы найти решение, он углубляется в химию, биологию, другие науки».
Ещё один лауреат II степени – ученица 10 «ФМ», председатель Научного общества Лицея Ксения Баксанская. Она трижды участвовала в викторине и занимала призовые места. «Впервые услышала о ней от учителей, очень заинтересовал формат: не задачи в стандартном виде, а вопросы, на которые нет однозначно правильного ответа, – говорит Ксения. – Иногда идея решения приходила за пару часов, иногда и за неделю было трудно сообразить! Нужно было много пользоваться интернетом, чтобы больше узнать о явлении или приборе. Не изучить с нуля, конечно, а постараться использовать знания, которые есть. Кстати, не только по физике».
Запомнилась задача про связь пульсоксиметрии и фотосинтеза. «Пульсоксиметр работает как спектрометр: измеряет спектр гемоглобина, который меняется при снижении сатурации, – объясняет она. – Гемоглобин с химической точки зрения напоминает хлорофилл, оба – порфириновые соединения, и процесс связывания кислорода в клетках похож на процесс фотосинтеза».
Победителей и призёров собрали 18 апреля в Президиуме РАН. Их награждал президент РАН Геннадий Красников, а Евгений Хайдуков, завлабораторией Института фотонных технологий НИЦ «Курчатовский институт» и научный руководитель лаборатории в МПГУ, прочёл лекцию о физике в медицине будущего. «Лекция заинтересовала меня вдвойне, – замечает Ксения Баксанская. – Она совпала с темой многих докладов по физике, над которыми я работала в этом году».
Викторина-2024 продолжается. С этого года победа в ней даёт дополнительные баллы при поступлении в МПГУ и НИУ ВШЭ, список вузов будет расширяться. До 16 мая на сайте gpad.ac.ru/edu публикуются вопросы (по одному для каждой из трёх возрастных групп), на решение каждого есть неделя. Участвуют в викторине и нынешние победители. «Кстати, активно подключились ребята из 9 «ФМ», – говорит Баксанская. – Подходят ко мне, спрашивают… Приятно! А уровень вопросов для 10 – 11-х классов, конечно, гораздо сложнее. Но чем сложнее – тем интереснее!»