Астрономы обнаружили более 40 «хаотичных» радиопульсаров

pingnews.com / Flickr

Астрономы из Физического института имени П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) открыли в Млечном Пути более 40 новых объектов. Они относятся к редкой и малоисследованной разновидности пульсаров — к классу вращающихся радиотранзиентов (RRAT). Их особенность в том, что иногда они испускают сверхмощные импульсы. Исследователи считают, что открытие позволит больше узнать о происхождении этих звезд. Исследование опубликовано в журнале Astronomy Reports.

Радиопульсары — это нейронные звезды, источники космического излучения, которые испускают его с определенной периодичностью. Это происходит из-за вращения: мощное излучение исходит из полюсов звезды и попадает в земные телескопы. Первые радиопульсары астрономы обнаружили в конце 1960-х годов. На сегодняшний день ученые зафиксировали более трех тысяч таких объектов, которые обладают совершенно разными характеристиками.

Среди радиопульсаров есть и экзотические виды: некоторые из них, например, излучают не в радио-, а в рентгеновском диапазоне. Другие, как полагают ученые, могут быть не нейтронными звездами, а белыми карликами. Ученые из ФИАН обнаружили радиопульсары, которые по каким-то причинам «пропускают» некоторые импульсы. Однако через какое-то время пульсар испускает сверхмощную вспышку.

Искать такие пульсары очень трудно, так как они могут послать импульс в любой момент. Поэтому астрономам приходится направлять очень чувствительный телескоп в небо и надеяться на чудо. «Мы проводили наблюдения на телескопе БСА (Большая Сканирующая Антенна), расположенном в Пущинской радиоастрономической обсерватории. Этот телескоп был сконструирован в начале 1970-х годов, и у него есть одно гигантское достоинство — у него очень большая площадь, больше семи гектаров. Он представляет собой плоское поле с проводами и диполями, их 16 384 штуки. Это гигантское поле обеспечивает гигантскую чувствительность», — говорит соавтор исследования, директор Пущинской радиоастрономической обсерватории ФИАН Сергей Тюльбашев.

Непрерывно с 2014 по 2018 год исследователи проводили наблюдения. Например, в период с 1 по 28 сентября 2015 года было обнаружено 54 пульсирующих источника, 47 из них — известные пульсары, пять — новые источники, а два — ранее обнаруженные радиотранзиенты. Новые объекты получили названия J0319+1341, J0641+0744, J1329+1344, J1336+3346 и J1556+0110.

На данный момент в мире обнаружено около сотни радиотранзиентов. Пока что ученые не знают, почему импульсы непериодичны, однако существуют две гипотезы. Первая — что это те же «пульсары с нулингами» (пульсары, имеющие периодические слабые вспышки, а также более редкие сверхсильные), у которых «нулинг» очень длинный, и астрономы еще не успели их зафиксировать. Вторая гипотеза предполагает, что радиотранзиенты — это пульсары со сверхмощными вспышками, большая часть импульсов которых настолько слабая, что теряется в общем фоновом шуме. То есть у современных телескопов просто не хватает мощности, чтобы зафиксировать слабые вспышки.

«Распределение радиотранзиентов по расстоянию от плоскости Галактики не совпадает с распределением пульсаров. То есть, как будто это объекты другого класса. С одной стороны, это могут быть нейтронные звезды, но возможно они образовывались другим путем — не путем взрыва сверхновых звезд, как возникают обычные пульсары. Большая часть сверхновых находятся в плоскости Галактики. И поэтому почти все пульсары сконцентрированы там же. Над плоскостью Галактики поднимается их очень немного. Но, с другой стороны, и радиотранзиентов пока известно мало. Поэтому рано говорить о какой-либо статистике. Когда мы обнаружим много радиотранзиентов, надо будет все еще раз перепроверять очень аккуратно. И смотреть с точки зрения методики, нет ли каких-либо вещей, которые могли исказить статистику», — говорит Тюльбашев.