Астрономы обнаружили спиральные рукава в окрестностях «зародыша» молодой звезды

Излучение возникло в результате микроволновой вспышки около протозвезды ММ1.

Астрономы проследили за формированием "зародыша" крупной звезды в созвездии Змееносца и обнаружили спиральные рукава, окружающие формирующееся светило. Об этом в среду сообщила пресс-служба Физического института РАН (ФИАН).

По словам ведущего научного сотрудника ФИАН Ирины Вальтц, команда изучила объект, в котором идет процесс образования протозвезды. Накопление данных о поведении мазерных источников (источник вынужденного микроволнового излучения) в окрестностях дисков аккреции (диффузное вещество, возникающее вокруг массивного тела, например: газовый диск) у небесных тел позволит уточнить параметры этих дисков и изучить ранние стадии формирования массивных протозвезд.

Все звезды Вселенной возникают внутри плотных сгустков из газа и пыли, постепенно сжимающихся из-за наличия небольших неоднородностей внутри них. Впоследствии температуры и давление становятся столь высокими, что в центре таких протозвезд начинают происходить термоядерные реакции.

Астрономов давно интересует то, как протекает процесс сжатия этих облаков из газа и что приводит к формированию протозвезд внутри них. Особенно они изучают возникновение крупных светил: их рождение запускает процесс формирования менее крупных звезд в соседних регионах "звездных яслей", крупных скоплений нейтрального водорода и пыли.

Скрытые рукава звезды

Исследователи получили первые сведения в ходе наблюдений за "звездными яслями" G358.93-0.03, которые расположены в созвездии Змееносца на расстоянии в 22 тысячи световых лет от Земли. Внутри этой области звездообразования скрывается сразу восемь зародышей светил, один из которых, MM1, особенно крупного размера.

Два года назад японские астрономы зафиксировали мощную микроволновую вспышку в окрестностях этой протозвезды. Она возникла в результате взаимодействий между выброшенной ей материей и энергией с молекулами метанола, простейшего спирта. Выработанное метанолом микроволновое излучение подсветило окрестности протосветила, что позволило исследователям детально изучить структуру окружающего его "кокона" из материи.

Для этого ученые определили положение и мощность всех источников излучения, расположенных в ближайших окрестностях формирующейся звезды ММ1. Как оказалось, значительная часть из них присутствовала на больших расстояниях от растущего светила, которые были сопоставимы по размерам с Солнечной системой. При этом все они были объединены в дугообразные структуры, похожие по форме на спиральные рукава Млечного Пути.

По словам Вальтц и ее коллег, астрономы-теоретики достаточно давно считали, что подобные спиральные завихрения должны существовать у формирующихся звезд, однако в прошлом астрономам не удавалось обнаружить их. Последующие наблюдения за звездой MM1 и другими подобными объектами, как надеются астрономы, позволят раскрыть характер перемен в облике и структуре протозвезд на первых фазах их развития.