Учёные раскрыли механизм образования сложной органики в космосе

Пресс-служба Физического института РАН (ФИАН) сообщила, что российским и американским учёным удалось доказать возможность образования сложных непредельных ароматических углеводородов в условиях практически полного отсутствия тепла и света, что говорит о большой вероятности формирования «кирпичиков жизни» в условиях межзвездного пространства.

Заместитель руководителя Центра лабораторной астрофизики ФИАН Валерий Азязов сообщил, что ранее предполагалось наличие в космосе лишь атомов и простых молекул, теперь же доказано существование сложных органических молекул в межзвёздном пространстве, позволяющих жизни возникать там, где для этого позволяют условия. Точка зрения, согласно которой органические соединения есть крайне редкое явление во Вселенной, теперь устарела. Изучение состава межзвёздных облаков и зарождающихся звёзд привело к открытию молекул спиртов, сахаров, простейших аминокислот, углеводородов в недрах формирующихся светил. Следы сложных соединений были найдены даже в очень далёких от Земли галактиках. Учёных прежде всего интересовало возникновение в условиях космического пространства молекул полициклических ароматических углеводородов, найденных в составе кометы Чурюмова-Герасименко, а также в холодных облаках межзвездного газа. На Земле данные соединения образуются при высоких температурах.

Механику возникновения сложных молекул в космосе учёные проследили на примере антрацена, состоящего из четырнадцать молекул углерода и десяти молекул водорода, соединённых в три кольца. Предполагается, что молекула возникает путём соединения двух бензил-радикалов, состоящих из семи атомов углерода и водорода, однако, точная картина процесса соединения молекул до сих пор не установлена. Моделирование процессов взаимодействия на квантовом уровне позволили определить несколько вероятных путей создания антрацена из бензил-радикалов при минимальном облучении молекул в условиях низких температур. Ранее считалось, что бензил-радикалы на способны вступать во взаимодействие при низкой температуре, фактически меняющем их структуру. Азязов и его коллеги доказали, что это практически осуществимо, что объясняет столь большое количество антрацена в космосе.

Важный практический аспект открытия заключается в том, что данные свойства бензил-радикалов могут использоваться на Земле для удешевления производства красителей, пластмасс и расходных материалов при низких температурах в упрощённых производственных циклах.

Владимир Мозалевский