Российские учёные открыли сверхмассивную двойную чёрную дыру

Российским ученым удалось найти сверхмассивную чёрную дыру, которая имеет двойную структуру. Открытие сделано при участии космического проекта «Радиоастрон», а результаты опубликованы в издании The Аstrophysical Journal.

Международная группа учёных, в том числе и из Астрономического центра ФИАН, поддерживаемого Роскосмосом, изучила двойную сверхмассивную черную дыру, которая расположена в галактике от ОJ 287. Открытие было сделано в рамках космического проекта «Радиоастрон». Стоит отметить, что сверхмассивная выделяет, как квазары, так и базары. Они неразрывно связаны между собой и гигантский пылесос втягивает в себя абсолютно всё, что их окружает, в том числе газ и пыль.

Вокруг чёрной дыры образуется аккреционный диск, который светится из-за столкновения с присутствующими поблизости материалами. Выделяются струи плазмы и релятивистские джеты. Ученых галактика ОJ 287 привлекала тем, что в ней находится две сверхмассивные черные дыры. Причём вторая вращается вокруг первой. Её диск раз в 12 лет входит в орбиту первой.

На сегодняшний день эта система является единственной подобного рода. Ученым удалось сформировать радиотелескоп виртуального типа, размер которого превышает диаметр Земли больше чем в 15 раз. Конечно, изображение получились очень детализированым. Специалистам удалось выявить, что базар очень изогнут. Это подтверждает факт присутствия именно двух чёрных дыр.

Александр Пушкарёв, соавтор исследования, работающий в Крымской астрофизической лаборатории, отметил, что учёные, благодаря этому открытию смогли продвинуться еще на один шаг в изучении морфологии релятивистских гаджетов. Они подтвердили роль магнитных полей в их запуске и получили подтверждение наличия двух смежных массивных чёрных дыр, которые расположены в галактике ОJ 287.

Источник: iopscience.iop.org