Сергей Белов вместе с другими учеными занимается исследованием Солнца, отлично танцует и играет на музыкальных инструментах. Кандидат физико-математических наук из Самарского университета имени Королева, физик Самарского филиала Физического института им. П.Н. Лебедева РАН рассказал журналисту «КП-Самара» о том, почему он смотрит на волны и видит раскаленную плазму, что его удивляет в мышлении людей, и чем ученые отличаются от остальных людей.
Тайна солнечной короны
- Когда появилось желание заниматься наукой?
- Чем-то таким я хотел заниматься с самого детства. Мне было лет пять-шесть, когда я посмотрел передачу «Прогулки с динозаврами» и впечатлился. Раздобыл малярную кисточку, совочек, а брат предлагал меня отвезти на местный мясокомбинат, чтобы я раскапывал кости коров, которые могли быть поблизости захоронены. Я загорелся, а он так и не сдержал обещание, и палеонтологом я не стал.
Мои родители были инженерами, поэтому что-то техническое, образ человека-творца меня привлекали. Окончив школу, я пошел на физмат в аэрокосмическом университете.
- В чем суть твоей работы сейчас?
- Есть великие ученые вроде Эйнштейна, Ньютона, которые рисуют крупными мазками картину. А мы, остальные ученые, добавляем в нее детали, делаем более четкой.
Если обобщить, я занимаюсь физикой солнца. Эта тема интересна по нескольким причинам. Первая - философская. Солнце - источник жизни на земле, «спонсор» того, что здесь происходит. Вся энергия, кроме геотермальной и атомной, это конвертированная энергия солнца. К тому же, изучая Солнце, мы как бы изучаем другие звезды «оптом», потому что оно ближе, и мы можем наблюдать детально за более мелкими процессами.
Научная группа, в которой я работаю, исследует волны в верхних слоях солнечной атмосферы. Это фундаментальная научная работа, которая добавляет деталей в наше понимание природы. Надеюсь, наши исследования однажды помогут в разгадке того, почему солнечная корона намного горячее других слоев - фотосферы и хромосферы. Ее температура миллион градусов, а у слоев ниже - 10 тысяч. Получается, что сначала холодно, холодно, а потом резко - очень жарко и непонятно, почему так. Ученые бьются над этой загадкой уже 70 лет, это «святой грааль» солнечной физики. С практической точки зрения результаты исследования волн в горячей плазме могут найти свое применение в вопросе получения электроэнергии через управляемый термоядерный синтез.
Кроме того, в солнечной короне происходят самые мощные события в солнечной системе: вспышки, корональные выбросы массы. По энергии это подобно взрыву миллионов ядерных бомб. Эти явления вызывают геомагнитные бури, «трясут» магнитное поле на земле, из-за них спутники могут сходить с орбит, барахлит радиосвязь. Чем больше мы узнаем об их природе и особенностях, тем лучше получится их предсказывать и реагировать на них.
«Рабочий день ученого похож на офисный»
- Почему для исследования выбрал именно Солнце?
- Так получилось. Сначала в эту сферу попал через научного руководителя, а потом втянулся. Мне повезло встретить интересных людей по данной тематике. И вообще - это красиво! К тому же, Солнце всегда с нами, его чувствуешь.
- Как выглядит рабочий день ученого?
- У всех по-разному и зависит от того, экспериментатор ты или теоретик. В первом случае - бежишь к установке, смотришь, что с ней происходит, во втором работа мало чем отличается от дня офисного сотрудника. Утром открываешь ноутбук, делаешь выкладки. Я, например, часто просто пишу формулы в текстовом редакторе. Потом делаешь расчеты, пишешь для этого код и это сходно с работой программиста. Дальше начинается эпоха писательства, чтобы в статьях представить свои результаты.
Так получается, что рабочий день ненормированный. Ты можешь отвлечься на преподавание или на что-то еще, потом работать в выходные не переставая. Я со студенчества еще привык работать по вечерам.
Мы работаем в составе научной группы, но каждый член группы решает свою задачу. Потом мы проводим семинары и обсуждаем результаты.
«Нужно слушать воздух»
- Откуда берешь новые идеи для научной работы?
- Нужно, как японцы, «слушать воздух». В нашем случае - читать статьи и общаться с коллегами. Помогает любопытство и накидывание гипотез, чтобы объяснить какое-то явление. Потом выбираешь, какая больше нравится, какая кажется наиболее обоснованной и рассматриваешь ее подробней.
Еще вдохновляет наблюдение за природой. Многие физические системы подчиняются схожим законам и имеют свои аналоги. Например, смотрю на бегущую воду и представляю потоки раскаленной плазмы солнца. Наблюдаю, как ведет себя волна на воде и думаю, как могут вести себя волны в космическом пространстве.
- Замечал ли у себя профдеформацию, изменение восприятия?
- Могу залипнуть на какую-нибудь простую житейскую задачу или процесс, представляя, как все устроено, как решить, как описать. Могу резать хлеб и думать, что нож состоит из атомов, которые проходят сквозь молекулы хлеба, разрушают связи и тому подобное.
«Наука - это обычная работа»
- Чем ученые отличаются от других людей?
- Я пропагандирую точку зрения, что наука - это обычная работа. Ученые не интеллектуальнее инженера или сантехника, просто мы оптимизированы под разные задачи. На житейскую сферу, мне кажется, род занятий сильно не влияет, если речь идет не о редких гениях не от мира сего. Ученые могут быть более рациональны при решении бытовых задач. Мы тоже можем поддаваться эмоциям - это больше зависит от характера, а не от профессии. Еще в науке много увлеченных людей, которые горят своим делом и часто уделяют работе большую часть времени. И, по моим наблюдениям, ученые больше похожи на детей, более непосредственны.
- Что самое неприятное в научной работе?
- Написание отчетов по грантам, заявок на них. Это может отнимать очень много времени и не факт, что финансирование получишь. Некоторые коллеги даже статьи писать не любят, предпочитая выводить формулы.
- Как ты реагируешь на рутинные задачи?
- Зависит от фазы Луны. Бывает и раздражение, и фрустрация, когда этого особенно много. Иногда получается спокойно перетерпеть. Порой рутине, наоборот, рад, когда мозгу нужен отдых от сложного.
«Люблю вычеркивать дела из списка»
- Как восстанавливаешься, когда устаешь?
- Источников полно. Чем больше закидываешь крючков, чем больше делаешь свою сеть, тем проще подзарядиться. Мне восстановить энергию помогает, например, музыка. Если послушать что-нибудь, пробуждающее желание кинуть табуретку в окно, то это вообще замечательно. Могу приготовить что-нибудь вкусное. Посмотреть аниме. Силы дает и работа, когда видишь результат, или попадается интересная статья. Также я танцую: сальса, сон, ча-ча-ча, линди-хоп, играю на нескольких музыкальных инструментах. Сейчас более серьезно стал осваивать гитару и бас, и это сродни медитации: все внимание обращается в инструмент, в звук.
- Научная работа, много хобби…Как планируешь свое время?
- Свои личные долгосрочные дела я стараюсь удержать в голове, на работе для планирования есть CRM-система. Дела на день иногда записываю на бумажку, потому что нравится их вычеркивать - очень приятное ощущение. Таск-трекеры у меня не прижились.
- Делаешь ли что-то специальное, чтобы укреплять память, быть в интеллектуальном тонусе?
- Лучшее средство - физическая нагрузка. И еще надо высыпаться. Как говорится, хочешь, чтобы мозг работал - не забывай про тело.
«Наука сделала мир безопасным, но некоторые начали бояться уже ее»
- Есть ли что-то, что тебе не нравится или удивляет в мышлении людей?
- Мы живем в удивительное время. Люди начинают забывать, что именно развитие науки сделало наш мир безопасным, и начинают бояться уже ее достижений. Например, кто-то опасается вакцины, кто-то - ГМО.
В приятельском общении я толерантен. Люди разные, под разное заточены, надо относиться к ним нежно.
- Встречал ли в фантастических фильмах какие-то ляпы?
- В одном из эпизодов «Звездных войн» один корабль бомбил другой и снаряды падали сверху вниз, как мы к этому привыкли на Земле. И это было очень смешно, потому что на орбите снаряд бы летел вместе с кораблем.
- Как относишься к популяризации науки?
- Считаю, что это хороший тренд. Я принимал участие в мероприятиях такого формата. Выступал с лекцией, и моя тяжелая презентация не открывалась. Приходилось, показывая волны, танцевать.
Это тренирует ораторские навыки и помогает в теме лучше разбираться. Как говорится, лучший способ чему-то научиться - научить кого-то другого. Есть вероятность получить неожиданные вопросы, которые дадут под дых и ты не сразу ответишь, потому что никогда об этом не задумывался.
Что будет, если Солнце погаснет
- Что интересно людям на таких лекциях?
- Как-то меня спросили, например, что будет, если сбросить ядерную бомбу на солнце или что случится, если оно погаснет.
- А что случится, если Солнце погаснет?
- Ничего хорошего. Оно будет превращаться в красного гиганта, коллапсировать, будут гелевые вспышки, где-то в этот момент атмосферу Земли должно сдуть. Солнце же после всех этих колебаний скинет свои внешние оболочки, а на его месте останется белый карлик, плотный объект, сопоставимый по размерам с нашей планетой, который будет остывать миллионы лет. По всей видимости, жить в это прекрасное время никому из нас не доведется
- Сформулируй, пожалуйста, свою жизненную философию в пяти тезисах.
- Как говорил наш преподаватель философии: «Если вы понимаете, что вы в вашей жизни занимаетесь философией, то прекращайте этим заниматься».
Если встречаешься с непреодолимыми проблемами, которые носят экзистенциальный характер, надо задать себе вопрос: и что? Могу ли я это преодолеть? Нет. И что? Ничего. Живем дальше.
Нужно быть честным с собой и с окружающими - главное правило коммуникации.
Стремиться к результатам, но не ставить сверхзадач, не выматывать себя. Не жалеть себя, но относиться к себе нежно.
Не ставить себя на пьедестал. Все профессии нужны, все профессии важны.
https://www.samara.kp.ru/daily/27559/4828277/