Вечный вклад: как эндаументы дореволюционной России меняли жизнь, медицину и науку

Институт физики имени П. Н. Лебедева (Фото Ю. Станкевича)

На фоне экономической турбулентности и в сегодняшних инвестиционных реалиях уместно вспомнить о богатой традиции использования эндаументов, или вечных вкладов в дореволюционной России как важного инструмента решения социальных проблем. Плюсом эндаументов является относительная независимость от текущей экономической ситуации и финансирование, не зависящее от успеха или неудачи фандрайзинга и обеспечивающее благотворительным организациям стабильность.

Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московская школа управления «Сколково» при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации 19 апреля провели VI Форум «Эндаументы 2022». Уже шесть лет этот форум становится просветительской, образовательной и аналитической площадкой, объединяющей представителей НКО, бизнеса и государственной власти для обсуждения целевого капитала.

В этом году участники рассмотрели возможности кризисного управления финансами с учетом законодательной базы целевых капиталов, а также обратились к истории преодоления кризисов, которые значительно повлияли на развитие эндаументов в России.

Эндаумент — это особый целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет пожертвований. Организация инвестирует такой капитал (обычно передает в управление), а доход от инвестиций направляет на свои цели. Сами пожертвования, составляющие капитал, не расходуются, а деятельность организации финансируется за счет дохода с заработанных процентов. Самый известный пример эндаумента — Нобелевский фонд, ежегодно распределяющий свои доходы на выплату премий. Но первопроходцами такой формы финансирования стали университеты: например, Оксфордский университет пользуется своим эндаумент-фондом, заложенным еще в 1502 году, а фонд Гарварда насчитывает $37 млрд — это крупнейший эндаумент среди образовательных учреждений в мире.

современной России эндаументы появились в правовом поле только в 2007 году с принятием закона о целевых капиталах. Хотя понятие «эндаумент» пока еще не закрепилось в массовом сознании, тем не менее такая форма управления капиталом приобретает все большую популярность, рассказывает директор Центра региональной политики РАНХиГС, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Так, на конец 2021 года в России существуют 224 фонда общим объемом 40 млрд рублей — не очень большая сумма, по мнению эксперта, однако ее нишевую значимость сложно переоценить. Только за минувший год в России появилось 34 новых эндаумент-фонда. 75% эндаументов приходится на сферы образования, культуры и искусства.

Между тем явление это совсем неновое. Как показывает история благотворительности с конца XVIII века, целевые капиталы как финансовый инструмент сформировались и успешно существовали в Российской империи.

При поддержке Фонда Потанина доктор исторических наук ИРИ РАН Галина Ульянова подготовила исследование, которое показывает, что практически вся Россия строилась на вечных вкладах:

«Эндаумент воспринимается как модный, привнесенный с Запада инструмент, но на самом деле в Российской империи существовали десятки тысяч вечных вкладов. Но за время советского периода практически все знание об этом инструменте было утрачено», — рассказала на форуме доктор исторических наук ИРИ РАН Галина Ульянова.

На самом деле на протяжении полутора веков в России была богатейшая традиция создания вечных вкладов, или вечных капиталов. Так, к началу 1859 года в казнах, которые назывались банками воспитательных домов, хранились депозиты на сумму 537 млн рублей — в полтора раза превышавшую годовой бюджет страны.

В 1876 году министр народного просвещения Дмитрий Толстой, рассматривая поступившую в министерство просьбу об учреждении именной стипендии, поставил на совете министров вопрос, что будет со стипендией, если у донора прекратится возможность ее финансировать — в связи со смертью или другими обстоятельствами. Итогом этого обсуждения стало единогласно принятое решение об учреждении в России именных стипендий только в том случае, если под них подложен вечный вклад — эндаумент. 14 декабря 1877 года комитет министров утвердил положение, которое называлось «О порядке присвоения особых наименований всякого рода учреждениям благотворительным и общеполезным», позволявшее жертвователям увековечить свое имя или имя близкого ему человека, в честь которого делалось пожертвование, но только если пожертвование обеспечивалось постоянным источником дохода — вечным вкладом.

До революции больше половины доходов благотворительной сферы составляли доходы от целевого капитала, объемы которого поражают воображение, подчеркивает Галина Ульянова: например, в 1902 году бюджет Министерства народного просвещения Российской империи составлял порядка 100 млн рублей, а совокупность денежных капиталов благотворительных учреждений превышала его в 2,5 раза, насчитывая более 250 млн рублей.

Была развитой практика создания небольших вечных вкладов. Только в одном из генерал-губернаторств насчитывалось 2500 именных стипендий, направленных на поддержание среднего и профессионального технического обучения. Практически в каждом регионе, городе, даже крупном селе можно найти историю, связанную с целевым капиталом, отмечает Ульянова.

В прошлом году благодаря архивным изысканиям стала известна история купца Ивана Васильевича Небурчилова, который оставил после смерти почти миллионный «неприкосновенный капитал» в пользу города Иваново, подразумевавший создание ряда образовательных стипендий имени завещателя, строительной детской и инфекционной больниц и богадельни, содержание которой обеспечивалось бы на проценты с капитала.

«Такие истории, идущие каждая от местного купца, благотворителя или донатора, вдохновляют, и благодаря им может увеличиться фандрайзинг — потому что бизнесменам и жителям городов, сел, деревень и столиц России гораздо интереснее чувствовать свою причастность к своей истории и возрождать историю благотворительности» , — заключает историк.

Цель эндаумента — стабильное долгосрочное финансирование, отмечает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов, напомнив, что, в отличие от операционных процессов, вклад в эндаумент позволяет поддерживать проекты, требующие вложений в перспективе, например важные исследования в образовательной сфере. Еще одно положительное отличие эндаумента положение, которое называлось «О порядке присвоения особых наименований всякого рода учреждением благотворительным и общей полезным», отсутствие существенной зависимости от текущей экономической ситуации.

В галерее Forbes Life — учреждения дореволюционной России, созданные на базе целевого капитала

Институт физики имени П. Н. Лебедева

Институт физики имени П. Н. Лебедева

Физический институт имени П. Н. Лебедева, или ФИАН, был построен на средства целевого капитала общества Леденцова. Вообще можно сказать, что Вологодский купец I гильдии Христофор Семенович Леденцов, наказав в своем завещании основать общество содействия успехам опытных наук и их практических применений, создал первый в России фонд поддержки научных исследований, сделав при этом акцент не только на теоретической науке, но на проведении изобретений и открытий в реальную жизнь.

На эти цели купец еще при жизни передал в кассу Московского университета 100 000 рублей, а свыше 1 млн рублей составил «неприкосновенный капитал им. Х. С. Леденцова», проценты с которого шли в доход общества.

Одного из первых общество поддержало талантливого физика-экспериментатора Петра Лебедева. Именно с его лаборатории, на создание которой общество Леденцова с 1911 по 1914 год выделило суммарно 23 000 рублей, и зародился будущий ФИАН.

Лазаревский институт восточных языков
 
Лазаревский институт восточных языков

В 1800 году знаменитый купец и меценат армянского происхождения Иван Лазарев планировал построить училище для детей бедных армян, но не успел осуществить задуманное при жизни: своем завещании он оставил указания наследнику, младшему брату Екиму Лазареву, внести в опекунский совет 200 000 рублей ассигнациями, чтобы «имеющейся составиться из процентов значительною суммою соорудить со временем приличное здание для воспитания и обучения бедных детей из армянской нации».

Училище, располагающееся в Армянском переулке в Москве, открыли в 1815 году, а в 1827 году оно было преобразовано в Лазаревский институт восточных языков, ставший престижным интернациональным учебным заведением, выпускниками которого были в том числе министр внутренних дел граф Михаил Лорис-Меликов, министр народного просвещения Иван Делянов, создатель знаменитой театральной системы Константин Станиславский. В 1927 году Лазаревский институт вошел в состав Московского института востоковедения.

Дом бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных
 
Дом бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных

Дом бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных располагается в Москве по адресу: Софийская набережная, дом № 26. Сейчас в здании находится штаб-квартира «Роснефти». Первый «дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек» появился в 1888 году на Болотной площади по инициативе фабрикантов Александра и Василия Бахрушиных, имевших в Москве репутацию «профессиональных благотворителей». Два года спустя он был расширен за счет владения Бахрушиных на Софийской набережной, которые передали свою землю под строительство «вдовьего дома». В 1890-х там же возникло и третье строение. В бахрушинских домах располагалось 456 квартир. К 1913 году в них проживали более 2000 человек — 631 взрослый и 1378 детей. Проект обошелся в 1,2 млн рублей, после завершения проект был передан в городское управление, став первым для Москвы опытом сотрудничества предпринимателей и городских властей в постройке муниципального жилья.

Нижегородский общественный банк

Российская империя. Нижний Новгород. 1900 г. (Фото TACC)

Нижегородский общественный банк

Поводом для строительства Нижегородского общественного банка стало прибытие в город в 1862 году наследника престола — великого князя Николая Александровича. Деньги на строительство банка и оборотный капитал выделило нижегородское купечество, в частности купцы первой гильдии Блинов и Рукавишников — известные благотворители. Большая часть годовой прибыли (свыше 60%) шла на содержание богаделен и приютов. За первые 25 лет существования банка его капитал вырос в 20 раз, и более 800 000 рублей были переданы на нужды города: пособия бедным жителям, погорельцам, бедным мещанкам-бесприданницам. На эти отчисления появился новый городской водопровод; содержались три богадельни, два приюта для сирот, городские лечебницы «для приходящих», Мариинский роддом, вдовий дом и Кулибинское ремесленное училище.

 Алексеевская глазная больница

P. P. Pavlov

Алексеевская глазная больница

Алексеевская глазная больница (известная сейчас как Институт глазных болезней имени Гельмгольца) — первая муниципальная глазная больница, открытая в Москве в 1900 году. Капитал на строительство выделила известная меценатка Варвара Алексеева в память о покойном муже Андрее. Проект стоил 250 000 рублей, из которых 155 000 ушли на строительство и оборудование, а остальные средства Алексеева положила в Государственный банк как неприкосновенный капитал, проценты с которого шли на содержание больных. 

Автор: Варвара Перцова

https://www.forbes.ru/forbeslife/464425-vecnyj-vklad-kak-endaumenty-dorevolucionnoj-rossii-menali-zizn-medicinu-i-nauku