Выдающийся советский астрофизик Николай Семёнович Кардашёв в 1964 году предложил классификацию пока ещё неоткрытых внеземных цивилизаций — так называемую Шкалу Кардашёва. Несмотря на то, что инопланетных цивилизаций, да и просто следов внеземной жизни до сих пор ещё не найдено, это не останавливает учёных от продолжения поисков разумной жизни во Вселенной.
О том, что астрофизики обсуждали на недавней научной конференции в Астрокосмическом центре Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, приуроченной к 90-летию со дня рождения Николая Кардашёва, читайте в нашем материале.
Доклад Игоря Новикова, члена-корреспондента РАН, научного руководителя Астрокосмичского центра (АКЦ) и одного из старейших научных сотрудников ФИАНа, был посвящён кротовым норам — таинственным «червоточинам» в пространстве-времени, поисками которых он увлечён долгие годы. Интересовался этими гипотетическими объектами в своё время и Николай Кардашёв.
«С Николаем Семёновичем мы впервые встретились ещё в конце 1940-х годов, — рассказал Игорь Новиков. — Я тогда пришёл заниматься в младшую группу астрономического кружка Московского планетария, а он уже состоял в старшей. Потом я следом за ним поступил в МГУ на астрономическое отделение мехмата».
После окончания университета их научные пути разошлись, однако они сохраняли тёплые дружеские отношения, оставались творческие контакты. «Чего стоит один только факт, что мы защищали наши кандидатские в один день и в одном месте — в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ», – продолжил Игорь Новиков. А в последние десятилетия они стали вместе работать в АКЦ ФИАНа — в том числе над осмыслением кротовых нор.
По словам учёного, кротовые норы — теоретические, ещё не открытые объекты во Вселенной, сегодня представлены множеством разнообразных моделей от простых, сферических до весьма сложных. При всех отличиях у них есть общая черта: любая кротовая нора состоит из двух отверстий, похожих на входы в чёрные дыры, но лишённые горизонтов. Предполагается, что через эти отверстия можно войти и выйти, но при этом считается, что они соединены не обычным коридором, а сильно искривлённым пространством. Что именно происходит внутри этого коридора — можно только попытаться предположить.
Николая Семёновича чрезвычайно интересовало, какие именно процессы происходят внутри кротовых нор — как течёт материя, какие физические изменения там происходят. Долгие годы было принято считать, что коридор, соединяющий вход и выход кротовой норы, довольно длинный, и попавший в него путешественник будет долго по нему перемещаться, совсем как в фильме «Интерстеллар» или в сказке «Алиса в Стране чудес».
«Но это оказалась неверная, наивная трактовка, сегодня научная общественность считает иначе, — продолжил Игорь Новиков. — Углубление оказалось входом и выходом одновременно, никакого тоннеля там нет, а есть соединение двух входов в единое пространство. Снаружи наблюдателю может казаться, что они находятся очень далеко друг от друга, но внутри пространство искривлено таким образом, что это расстояние сводится к нулю. Парадокс в том, что с точки зрения нашего трёхмерного пространства вход и выход отличаются, а при искривлении пространства они объединены, и коридора нет, как если бы мы вошли в тоннель и одновременно вышли из него».
Всё это означает, что протекающие там физические процессы совершенно особые, не похожие на физику привычного нам мира. Если мы входим в кротовую нору, а потом выходим через неё, то для внешнего наблюдателя, находящегося в трёхмерном мире, это выглядит так, будто мы преодолели огромное межгалактическое расстояние. Но для вас это будет совсем иначе.
Точно такие же метаморфозы будут происходить и со временем. Путешествие сквозь кротовую нору окажется мгновенным, а для внешнего наблюдателя создастся впечатление, что вы перенеслись на столетия или тысячелетия вперед. Вот почему кротовые норы называют моделями машины времени.
Пока что это красивая математическая абстракция, однако и чёрные дыры ещё недавно были гипотетическими объектами, и далеко не все верили в их существование. Сейчас нет никаких сомнений, что чёрные дыры существуют и оказывают мощное воздействие на многие процессы во Вселенной. Большую роль в исследования чёрных дыр сыграл отечественный космический проект «РадиоАстрон», разработанный под руководством Николая Кардашёва, а другой, ещё более масштабный проект «Миллиметрон», над которым Николай Семёнович работал последние годы, одной из основных целей имеет именно открытие кротовых нор.
Доклад доктора физико-математических наук Александра Панова, ведущего научного сотрудника НИИЯФ МГУ, был посвящён проблеме SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) — проекту поиска внеземных цивилизаций, которым академик Кардашёв занимался всю жизнь.
«С тех пор, когда в этом проекте делались первые шаги, изменилось многое: сейчас открыто огромное количество экзопланет, появились новые науки — астробиология и астрохимия, мы знаем, что на Земле жизнь разлита буквально повсюду, даже там, где ранее она считалась невозможной. Поэтому можно предположить, что и в галактике есть жизнь и, возможно, где-то она достигла разумных форм», — сказал Александр Дмитриевич.
По его словам, SETI — это чисто научная задача, в которой, однако, мы не до конца понимаем, что или кого ищем. Кроме того, существуют сложные философские и морально-этические вопросы.
Здесь уместно вспомнить знаменитую Шкалу Кардашёва, разделяющую цивилизации по типам их энергопотребления и энергопроизводства. Шкала из трёх основных типов была первоначально разработана им в 1964 году, в период, когда он уже начал поиски признаков внеземной жизни в космических сигналах. Первому типу — планетной культуре — соответствует такой уровень технического прогресса, на котором цивилизация в состоянии использовать энергию только на планете, на которой она живет. Наша цивилизация относится именно к этому типу.
Цивилизация, относящаяся к следующему типу — межпланетной культуре — уже может использовать всю мощь своей звезды (не только преобразовывая излучение звезды в энергию, но и управляя ей). И, наконец, представители самой развитой, галактической культуры, могут свободно перемещаться по галактике, захватывая энергию от соседних звёзд во время планетарной колонизации.
Надо сказать, что впоследствии были предложены ещё три типа цивилизаций, где наиболее развитая, шестая — это цивилизация, существующая вне времени и пространства и даже умеющая создавать свои параллельные вселенные. По всей видимости, это те самые счастливчики, которые освоили путешествия через кротовые норы. Кто знает, может быть, и нашу Вселенную создали именно они?
Но реальность пока не радует нас встречами с другими цивилизациями. Прослушивания в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне звёзд-кандидатов пока не дают нам никакой информации о присутствии в пределах досягаемости цивилизаций даже первого типа. Может быть, больше повезёт с цивилизациями второго и третьего типа? Ведь они могут ставить мощные всенаправленные маяки, которые мы могли бы увидеть с помощью существующих астрономических инструментов всех типов.
Сейчас во всём мире строят сложную оптику для обнаружения иных цивилизаций — так называемые широкоапертурные инструменты. Ещё одно направление — поиск астроинженерных конструкций в космосе. На эту тему тоже периодически возникают интригующие слухи и спекуляции, однако подтвердить тот факт, что астрономы увидели именно гигантское инженерное сооружение, а не что-то ещё, пока не удалось.
«Нередко можно слышать точку зрения, что раз учёные не нашли никаких признаков инопланетных цивилизаций, то их нет, и мы одиноки во Вселенной, — подвёл итог Александр Панов. — Однако сегодня мы можем сказать, что проблема SETI ещё не вышла из пелёнок. Человечество совсем недавно начало такие поиски, и делать какие бы то ни было выводы преждевременно».
Николай Семёнович Кардашёв, которого называли главным фантазёром в Академии наук, свято верил в то, что братья по разуму существуют, и мы обязательно встретимся. Мало того — они научат нас уму-разуму и, возможно, даже предложат переселиться в лучший мир. «Почему бы и нет? — рассуждал он. — Ведь мы меняем квартиру на более просторную и комфортную для проживания — почему же не поменять планету, галактику или Вселенную?»
Однако, по словам директора ФИАНа, члена-корреспондента Николая Колачевского, главным качеством Кардашёва было не только умение мечтать, но и следование своим научным целям, упорное достижение выдающихся научных результатов:
«Поэтому, вспоминая сегодня Николая Семёновича, хочу пожелать нам всем: даже если кажется, что задача нерешаема и выхода нет, не опускать руки и всё-таки искать выход — и находить его, как это делал Николай Семёнович».
Автор: Наталия Лескова