Новости
На федеральной территории «Сириус» прошел 2-й Всероссийский съезд учителей физики. В его работе приняли очное участие более 300 учителей-предметников из различных регионов РФ, еще более 1500 участников присоединились в режиме видео-конференционной связи.
В работе Съезда приняли участие Помощник Президента РФ А.Фурсенко, заместитель Министра Просвещения РФ Т.Васильева, руководитель ОЦ «Сириус» Е.Шмелева, ректоры МФТИ и МИФИ Д.Ливанов и В.Шевченко, научный руководитель НЦФМ академик РАН А.Сергеев, директор Московского центра непрерывного математического образования И.Ященко.
Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН был представлен руководителем Троицкого обособленного подразделения ФИАН, чл.-корр. РАН А.Наумовым. В рамках съезда прошли пленарные секции с выступлениями ведущих экспертов, а также круглые столы, мастер-классы, где обсуждались наиболее актуальные проблемы в области подготовки кадров для науки и технологий, в т.ч. в рамках секций «Преподавание физики в школе: опыт традиции, новации», «Физическое и инженерно-техническое образование – элементы технологического суверенитета», «Развитие таланта школьников в области физики», «Преподавание математики будущим физикам и инженерам в школе», «Кадровое обеспечение преподавания физики в школе».
По итогам работы Съезда была принята резолюция, определяющая наиболее важные задачи и проблемы подготовки кадров в области физико-математических наук, была создана Ассоциация педагогов физики.
Научная часть работы Съезда началась с пленарной лекции чл.-корр. РАН, профессора РАН А.Наумова «Фотоника: история, достижения перспективы», где были представлены выдающиеся достижения ведущих отечественных научных школ в области фотоники, современное состояние исследований и перспективы отрасли как в части фундаментальной науки, так и многочисленных междисциплинарных приложений. Так, историческая часть лекции включала обзор всемирно известных результатов российской академической науки в области оптической спектроскопии и микроскопии, люминесценции, комбинационного рассеяния света, приложений фотоники в астрофизике, геодезии, метрологии, медицине, метриаловедении, нанотехнологиях. Особое внимание было уделено актуальным современным направлениям, развиваемым как непосредственно в ФИАН, так и в рамках различных коллабораций: достижения в области квантовых технологий, представленные Президенту РФ директором ФИАН чл.-корр. Н.Колачевским на прошедшем недавно Форуме будущих технологий; развиваемые в ТОП ФИАН направления перспективной фотоники и сенсорики: в частности, техника ультрачувствительной сенсорики на основе гиперусиленного комбинационного рассеяния света, флуоресцентная наноскопия с детектированием одиночных квантовых излучателей, нелинейная микроскопия, лазерная физика, медицинская фотоника. Поскольку «кадровый физико-технический голод» в значительной мере определяется не только научными организациями, но и высокотехнологичными предприятиями, отдельно были представлены успехи и запросы предприятий Технопарка ТОП ФИАН, работающих в области лазерных технологий, прецизионной оптики, современного материаловедения, физической химии, радиотехники, микроэлектроники.
Были продемонстрированы успехи и эффективные методы работы ОФН РАН, ФИАН и других научных институтов в части подготовки физико-технических кадров в современных условиях, в т.ч. в сотрудничестве с Московским Педагогическим Государственным Университетом и другими университетами: базовые кафедры вузов; аспирантура; организация целевого обучения, стажировок, выполнения курсовых, дипломных и диссертационных работ студентов; организация конференций и научных школ; проектная работа школьников на примере взаимодействия со школами наукограда Троицка; успешное многолетнее сотрудничество ФИАН и МПГУ, активизировавшееся в последние годы в формате продуктивной коллаборации ТОП ФИАН и кафедры теоретической физики им. Э.В. Шпольского МПГУ. Подробнее об этом опыте А.В. Наумов рассказал в рамках секционного выступления «Передовая фундаментальная и прикладная наука в педагогическом ВУЗе: исключение или необходимость».
Особый интерес научно-педагогического сообщества вызвали организуемые в сотрудничестве с МПГУ и издательством «Просвещение» Троицкая школа повышения квалификации преподавателей физики и Всероссийская викторина юных физиков ОФН РАН, а также совместный проект РАН и Министерства просвещения РФ «Базовые школы РАН» и работа Корпуса профессоров РАН в части популяризации науки и организации дополнительного образования педагогов и школьников.
Экспертиза в области фундаментальной и прикладной физики, а также научно-педагогической деятельности были представлена результатами работы ОФН РАН и Научного экспертного совета по фотонике и оптике ОФН РАН.