Новости

Итоги IV Международной молодёжной школы «Инновационные ядерно-физические методы высокотехнологичной медицины»

С 28 июня по 01 июля состоялась IV Международная молодёжная школа «Инновационные ядерно-физические методы высокотехнологичной медицины».

Она продолжила цикл школ, проходящих в рамках  реализации проекта «Разработка новых технологий диагностики и лучевой терапии социально значимых заболеваний протонными и ионными пучками с использованием методов бинарной ядерной физики» при поддержке ФНТП «Развитие синхротронных нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019-2027 годы» Министерства образования и науки РФ.

Организаторами Школы являются Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Национальный медицинский исследовательский центр радиологии МЗ РФ и НИЯУ МИФИ.

Тема IV Школы: «Онкотераностика: достижения, проблемы, перспективы». Акцент был сделан на фундаментальные основы и технологии эффективного применения в онкологии методов тераностики, объединяющих диагностику и терапию. Современная тераностика базируется на достижениях наномедицины, в том числе ядерной наномедицины и радиологии, в области развития мультимодальных адресных тераностических препаратов и, в перспективе, сделает доступными персонализированные подходы в лечении онкологических заболеваний. Онкотераностика как междисциплинарное направление для достижения своих целей объединяет усилия специалистов самых разных направлений: от физики, радиобиологии и биохимии до фармакологии, иммунологии, онкологии и многих других. Школа предоставила возможность узнать и обсудить достижения и перспективы онкотераностики сегодня и завтра с ведущими специалистами в этой области.

Школу торжественно открыл д.м.н., член-корреспондент РАН, директор МРНЦ имени А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» МЗ РФ Сергей Анатольевич Иванов. Он отметил крайнюю важность мероприятия и поблагодарил организаторов и лекторов за вклад в развитие молодых ученых.

«Эта Школа станет для всех участников моментом роста и развития, появления нового интереса к нашему общему делу. Достаточно просто поговорить с пациентами, которые получили лечение современными технологиями, чтобы еще раз понять насколько важна наша с вами работа», - подчеркнул в своем выступлении Сергей Анатольевич.

Андрей Владимирович Колобов к.ф.-м.н., заместитель директора ФИАН на открытии подчеркнул важность междисциплинарных знаний:

«Физический институт им. П.Н. Лебедева – одна из старейших научных организаций физического профиля в нашей стране. Весь прошлый век физика была на подъеме, она развивалась, развивались ее методы, создавались новые технологии. Сейчас эти технологии внедряются в другие направления науки. Многие технологии, которые создают физики, химики, биологи идут в практическую область медицины, к реальным пациентам. На Школе собрались лекторы из разных областей науки. Одни разрабатывают новые методы в онкотераностике, другие – врачи, которые используют эти методы на практике. Я призываю всех слушателей постараться найти некоторые мостики с вашей специальностью, потому что новые методы всегда будут возникать на границе разных наук»

Директор Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, к.ф.-м.н. Ирина Ивановна Селезнева призвала слушателей к активному взаимодействию друг с другом:

«Время, когда ученые работали в одиночку, прошло. Сейчас речь идет о взаимодействии различных наук и о взаимодействии людей в целом. Я вижу науку как некоторую пирамиду: медики – это практический сектор, следующие секторы образуют наука, в мультидисциплинарном смысле, образование и технологии, а в основе всего этого лежат знания. И проводимая сейчас Школа позволяет взять максимум знаний, завязать новые контакты и наладить взаимодействие с другими научными группами»

В первый день с пленарными докладами выступили выдающиеся ученые:

Лоран Олег Борисович д.м.н., профессор, академик РАН, заведующий кафедрой урологии и хирургической андрологии ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ, Кульчин Юрий Николаевич д.ф.-м.н., профессор, академик РАН, Вице-президент Российской академии наук, Председатель Дальневосточного отделения РАН, Деев Сергей Михайлович д.б.н., профессор, академик РАН, руководитель лаборатории молекулярной иммунологии ИБХ РАН.

О задачах проекта ФНТП СИН рассказала его руководитель, руководитель лаборатории радиационной биофизики и биомедицинских технологий ФИАН, д.ф.-м.н., профессор Ирина Николаевна Завестовская.

Во второй день Школы результаты Проекта представили его ключевые исполнители: Александр Евгеньевич Шемяков и.о. руководителя ЦКП «Прометеус» ФИАН, Сергей Николаевич Корякин к.б.н., заведующий отделом радиационной биофизики МРНЦ им. А. Ф. Цыба, Владимир Алексеевич Рябов д.ф.-м.н., руководитель Отделения ядерной физики и астрофизики ФИАН, заместитель директора по научной работе ФИАН, Антон Александрович Попов PhD, ведущий научный сотрудник лаборатории бионанофотоники НИЯУ МИФИ, Антон Леонидович Попов к.б.н., заведующий лабораторией тераностики и ядерной медицины ИТЭБ РАН, старший научный сотрудник ФИАН, Марина Владимировна Филимонова д.б.н., заведующая лабораторией радиационной фармакологии МРНЦ им. А. Ф. Цыба, Андрей Владимирович Колобов к.ф.-м.н., заместитель директора ФИАН, Анастасия Андреевна Фроня к.ф.-м.н., доцент НИЯУ МИФИ, научный сотрудник лаборатории радиационной биофизики и биомедицинских технологий ФИАН, Олеся Владимировна Родионова и.о. руководителя Центра хранения, обработки и анализа экспериментальных данных ОЯФА ФИАН.

Третий день был посвящен онкотераностике. О последних достижениях в этой области рассказали специалисты из Москвы, Обнинска, Дубны и Новосибирска:

Александр Николаевич Бугай д.ф.-м.н., директор лаборатории радиационной биологии ОИЯИ, Сергей Юрьевич Таскаев д.ф.-м.н., заведующий лабораторией бор-нейтронозахватной терапии ИЯФ им. Г.И. Будкера СО РАН, Вячеслав Олегович Сабуров заведующий лабораторией разработки и эксплуатации облучающей техники МРНЦ им. А. Ф. Цыба, Алексей Андреевич Липенгольц к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории радионуклидных и лучевых технологий в экспериментальной онкологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, Виктор Юрьевич Тимошенко д.ф.-м.н., профессор кафедры физики низких температур и сверхпроводимости МГУ им. М.В. Ломоносова, Виктория Константиновна Тищенко д.б.н., и.о. заведующего лабораторией экспериментальной ядерной медицины МРНЦ им. А. Ф. Цыба, Андрей Васильевич Звягин д.ф.-м.н., заведующий лабораторией онконанотераностики ИБХ РАН, заместитель директора Института молекулярной тераностики Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, Александр Александрович Завьялов д.м.н., профессор, руководитель Онкологического Центра ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России

Заключительный день был посвящен клинической практике - применению передовых достижений лучевой диагностики и терапии, а также ядерной медицины. Своим опытом и знаниями поделились врачи из НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина МЗ РФ (г. Москва), ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ (г. Москва), ФНКЦРиО ФМБА России (г. Димитровград), МРНЦ им. А. Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» МЗ РФ (г. Обнинск):

Константин Борисович Гордон к.м.н, врач-радиолог, старший научный сотрудник МРНЦ им. А. Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» МЗ РФ, Петр Владимирович Сычёв руководитель центра ядерной медицины ФНКЦРиО ФМБА России, врач-радиолог, Антон Михайлович Андрейченко к.м.н., заведующий поликлиникой, врач-офтальмолог ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ, Михаил Александрович Сигов врач-радиолог отделения радионуклидной диагностики, младший научный сотрудник отделения лучевой диагностики МРНЦ им. А. Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» МЗ РФ, Валерий Васильевич Крылов д.м.н., врач-радиолог, заведующий отделением радиохирургического лечения открытыми радионуклидами (радионуклидной терапии) МРНЦ им. А. Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» МЗ РФ, Тамара Мамуковна Гелиашвили к.м.н, заведующая отделением радионуклидной терапии, врач-радиолог, врач-онколог НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина МЗ РФ, Федор Александрович Трифонов врач по рентгенэндоваскулярной диагностики и лечению отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения МРНЦ им. А. Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» МЗ РФ.

В ходе лекционных сессий шла оживленная дискуссия между спикерами и участниками школы. Слушатели продемонстрировали не только общую заинтересованность темой, но и глубокое ее понимание, и достаточно высокий уровень подготовки и профессиональных компетенций.

Насыщенная программа и именитые лекторы вызвали большой интерес к Школе. Заявки на участие подали более 120 человек из России, Казахстана, Армении и Азербайджана. В работе Школы приняли участие молодые ученые, аспиранты и студенты из 13 университетов, в том числе медицинских, 8 научных и 7 медицинских организаций из 17 городов России и СНГ.

В рамках IV Международной молодёжной школы «Инновационные ядерно-физические методы высокотехнологичной медицины» прошел конкурс среди лекторов и слушателей. По мнению участников Школы лекция Андрея Васильевича Звягина «Биоразлагаемая наномедицина для онкологической тераностики» стала лучшей по итогам голосования. Самым активным слушателем признана студентка Сеченовского университета Екатерина Тягунова, самый интересный вопрос задал Алексей Соловьев из МРНЦ им. А.Ф. Цыба, а лучший пост в социальной сети ВКонтакте сделала студентка ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Куцова Марина. На закрытии Школы победителям вручили дипломы и памятные подарки.

По итогам проведения IV Школы члены Программного и Организационного комитетов приняли решение о проведении следующей V Школы в ФИАН 26-27 октября 2023 г.