О чём кричит Вселенная? Из космоса раз в час приходит странный радиосигнал

Радиотелескоп ASKAP.

Вселенная пронизана электромагнитными волнами, и среди этого хаоса время от времени попадаются радиосигналы, которые озадачивают учёных. Очередной такой сигнал зафиксировали австралийские исследователи. Он повторяется каждый час, и, хотя у учёных есть версии о его происхождении, объяснить с позиций современной физики они его не могут.

«Интригует, что у него три различных состояния»

Астрономы исследуют всю доступную информацию, которая приходит на Землю со всех направлений Вселенной. Наибольшее число интересных событий они регистрируют в радиодиапазоне электромагнитных волн.

Практически любая физическая активность в космосе сопровождается радиоизлучением. Оно возникает как следствие многих астрономических событий: вспышек сверхновых, излучения пульсаров (нейтронных звёзд с сильным магнитным полем, у которых регистрируются периодические импульсы радиоизлучения), излучения джетов (плазменных струй), связанных с центральными сверхмассивными чёрными дырами в активных галактиках, или джетов в двойных звёздных системах.

Особо интригуют астрономов в последнее время быстрые радиовсплески. Они длятся всего несколько тысячных долей секунды и возникают в непредсказуемом направлении, поэтому их очень сложно изучать. Но в этот раз внимание учёных привлёк странный повторяющийся радиосигнал, который, по их предположению, может исходить от необычной нейтронной звезды. А, может, и от чего-то (кого-то?) другого.

Сигнал зафиксировал радиотелескоп ASKAP, что в Австралии. Он наблюдает за большой полосой неба в поисках кратковременных импульсов, приходящих из космоса. Так был обнаружен сигнал, официально обозначенный ASKAP J1935+2148. Он повторяется каждые 54 минуты.

Учёные выделили три разных состояния, которые бывают у этого радиосигнала. В первом случае излучаются яркие электромагнитные вспышки длительностью 10-50 секунд, причём все волны идут в одном направлении. Во втором импульсы примерно в 26 раз слабее, длятся всего 370 миллисекунд и имеют круговую поляризацию. А в третьем случае молчит, не испуская никакого сигнала.

«Что интригует, так это то, что объект демонстрирует три различных состояния излучения, каждое из которых имеет свойства, совершенно отличные от других. Если бы сигналы не исходили из одной и той же точки неба, мы бы не поверили, что это тот же самый объект», — говорит ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature, доктор Маниша Калеб из Сиднейского университета.

Этот объект — не единственный

Что же производит этот сигнал? Основная версия учёных — нейтронная звезда. Вторая — белый карлик. Оба этих космических тела формируются в результате смерти более крупных звёзд (результат зависит от исходной массы звезды), и этим они похожи. Загвоздка в том, что свойства полученного радиосигнала противоречат физике этих объектов.

«Сигнал повторяется с периодом меньше часа, и таких объектов в космосе на данный момент известно несколько, так что этот не является уникальным, — рассказал aif.ru заместитель руководителя Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН, доктор физико-математических наук Сергей Тюльбашев. — В прошлом и позапрошлом годах в том же журнале Nature были опубликованы статьи, в которых описывались обнаруженные излучения от объектов с периодами 18 минут и 22 минуты.

А ещё раньше, в 2006 году, был обнаружен объект с предполагаемым периодом в 77 минут (тоже была публикация в Nature), но он не подтвердился как источник периодического излучения.

Если говорить о „странностях“ всех этих радиоисточников периодического излучения, то главная из них — сам механизм излучения. Если это радиопульсар — нейтронная звезда (его стандартный механизм излучения называется магнито-дипольным излучение), то там излучение не должно появляться. Для гипотетических радиопульсаров белых карликов механизм излучения ещё не разработан, но стандартное магнито-дипольное излучение, в их случае, по-видимому, не проходит».

А что насчёт инопланетян?

Сергей Тюльбашев отмечает, что у найденного космического объекта (и у других, обнаруженных ранее) периоды излучения настолько большие, что для их объяснения необходимо привлекать сверхсильные магнитные поля, природа которых учёным пока непонятна.

Разумеется, в СМИ появилось предположение, что сигнал ASKAP J1935+2148 является посланием внеземной цивилизации. Насколько это вероятно?

«В силу того, что таких объектов несколько и свойства у них более-менее похожие, нет смысла рассматривать гипотезу о внеземных цивилизациях», — уверен Тюльбашев.

Дальнейшие наблюдения за необычным радиосигналом позволят учёным разобраться в этой загадке. И, возможно, им предстоит узнать что-то новое о физике звёзд.